Проблемный научно-философский и культурологический журнал http://www.polygnozis.ru
   

Главная

Поиск

Печать
   
 
 » О журнале
 » Тематика
 » Редакционный совет
 » Требования
 Аннотации и ключ.слова
А Б Г Д З И К Л М Н Р С Т Ч Ш Щ
 Annotations and key words
A B C D G I K L M R S Z
 Рубрикатор
A B C E F G H I L M N P R S T U W Д И М О П Р
 » Адрес редакции

  Н.К.Радина, М.Н.Светлова. Надзирать, не наказывая: о роли современного российского телевидения Надзирать, не наказывая: о роли современного российского телевидения//Полигнозис, 3(39), 2010

Надзирать, не наказывая:

о роли современного российского телевидения

(на примере программы «Другие новости» на Первом канале ТВ)

 

Н.К.Радина, М.Н.Светлова

 

Не надо смешивать небо и землю, глобальное и локальное, человека и нечеловеков. «Но, – скажете вы, – не сами ли эти запутанности создают подобное смешение и не из них ли соткан наш мир?» – «Пусть будет так, словно бы их не существовало», – отвечают исследователи. Они просто взяли и разрубили Гордиев узел остро заточенным мечом. Связи распались: с левой стороны оказалось знание о вещах, с правой – интересы, власть, политика.

 

Латур Б. Нового времени не было.

 

Как известно, все, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы знаем благодаря массмедиа, которые порождают, как сказал бы Кант, трансцендентальную иллюзию[1]. Не случайно массмедиа изучают прежде всего как одно из средств поддержания функционирования обществ в целом, как агента социального влияния[2]. СМИ становятся не просто поставщиками «знания» о мире, посредством которого возможен контроль сознания потребителей продуктов СМИ, но, по Ж.Бодрийяру, буквально контролируют своих потребителей. Так, телевидение, утверждает Ж.Бодрийяр, обеспечивает уверенность в том, что люди больше не разговаривают между собой, т.е. контролируется не только сознание, но и поведение[3].

В настоящее время вряд ли найдется исследователь в социальных науках, кто отрицал бы идеологическое влияние на общество массмедиа в целом и телевидения в частности[4]. Однако как происходит это влияние на пространстве российских СМИ, как создаются и внедряются в сознание определенные идеи –– изучено недостаточно.

Одна из самых ярких «американских иллюстраций» управления общественным сознанием –– фильм Барри Левинсона «Wag the Dog» («Плутовство, или Хвост виляет собакой», 1997 г.). Согласно сюжету фильма, голливудский продюсер Стенли Мотс (актер Дастин Хоффман) профессионально сочиняет и разыгрывает в телевизионных новостных программах «небольшую победоносную войну», прикрывающую реальные политические проблемы, спасая «рейтинг» президента.

В новостях зрителям объясняют, что, как и где происходит, предлагают готовые оценки событий –– создают нарративы, легитимизирующие тот или иной вариант событий, создают новые смысловые конструкты, при помощи которых в дальнейшем зрители (потребители) будут конструировать и реконструировать социальную реальность и не «превратятся в варваров»[5].

Несмотря на то, что современное серийное производство «новостей для очевидцев прошлых веков» является буквальным доказательством наличия обмана (новости запланировать невозможно)[6], именно новостные программы привлекли наше исследовательское внимание. Современное российское телевидение, вполне претендующее на роль «конструктора» общественного сознания российских граждан, в последние годы инициировало ряд телевизионных проектов, активно формирующих «картину мира» своих зрителей. Среди шоу и тематических программ в этом ряду находятся и новости. Именно одна из новостных программ –– «Другие новости» на Первом канале, получасовой выпуск, выходящий ежедневно по будням в 14.00. –– была выбрана нами в качестве материала для исследования. На официальном сайте содержание программы определяется посредством «злободневных вопросов» зрителей (качество жизни, потребительская корзина, транспорт, экология, образование, спорт, досуг и развлечения)[7].

Если далее реконструировать концепцию программы, опираясь на официальную информацию, «Другие новости» –– это артикулированная идеология, «Другие» –– значит неполитические в противовес политизированным обычным новостям. Авторы концепции «Других новостей» попытались провести границу между новостями «официальной» и «неофициальной» сфер общественной жизни и по сути утонули в семантике социального феномена «Другой». «Другие» –– это какие? «Другие» –– это о ком? Фактически, произнеся «Другие», авторы проблематизировали инаковость как главное содержание программы.

В традициях русской классической философии к проблеме «Другого» в разные периоды творчества обращались И.А.Ильин (Другой как Я сам), В.В.Розанов и Вл.С.Соловьев (проблема диалога в поисках Другого), Вяч.Иванов (Мифология Другого), о. Павел Флоренский и М.М.Бахтин (Я и Другой). В традициях зарубежной философии проблема Другого анализировалась Ф.Ницше (Другой как отражение Я), М.Бубером (Я и Ты), Э.Левинасом (Встреча Я и Другого).

Особенно ярко данная тема была представлена в трудах западных философов-структуралистов. Так, «Другой», по Мишелю Фуко, –– отброшенный за «исторически подвижную» демаркационную линию безумный, сумасшедший, ненормальный, нарушающий «социальные нормы» человек[8]. «Другой» Симоны де Бовуар, Юлии Кристевой, Люси Иригарей –– это женщина в мужском мире, обреченная на вечно вторые роли в обществе из-за материнства[9]. «Другой», с точки зрения юнгианского психоанализа, –– коллективный архетип «Тень», отторгнутое и вытесненное содержание «Я», по каким-то причинам не соответствующее конструируемой идентичности или требованиям социума[10]. Существуют также современные российские версии Другого. Так, «Другой» в российской интерпретации мультикультурализма –– это этнически «чужой», иностранец, иноземец, по отношению к которому не соблюдаются социальные нормы[11].

Семантическая нагруженность понятия «Другой» настолько велика, что «Другие новости» невозможно оставить без внимания. Хотя в исследованиях массмедиа о «Другом» есть и «деструктивная версия» использования данного маркера. Так, Н.Постман утверждает, что сакраментальная фраза «А теперь … о другом» разрывает мир, превращая определенное время и определенные события в нечто дискретное и незначащее, способное забыться уже в начале следующего репортажа[12].

Итак, что же такое –– «Другие новости», какова «действующая» концептуальная основа данной новостной программы?

Описание предмета исследования

Для ответа на вопросы относительно особенностей концепции Других в широком смысле и в узком –– относительно содержания «других новостей» данной программы –– мы провели исследование на материале 20 выпусков «Других новостей» с декабря 2007 по февраль 2008 г., а также 5 выпусков новостей за февраль 2009 г. (выборка формировалась на основе сюжетов каждого четвертого выпуска за указанный период времени). Всего было проанализировано 286 сюжетов, в том числе 49 сюжетов в 2009 г.

Материалы сюжетов были рассмотрены как текст и подвергнуты качественному и количественному контент-анализу экспертной группой в составе трех специалистов в области PR. Сюжеты новостей рассматривались как материал для анализа их содержания и идентификации героев сюжета. Содержание выпусков с точки зрения представленности тех или иных тем имело особое значение, поскольку темы являются базовым условием коммуникации, концептуализируя картину мира, организуя память. Как подчеркивает Н.Луман, анализ содержания тематики новостей позволяет ответить на важнейший вопрос: что представляет собой общество, которое именно так описывает себя и свой мир. В итоге качественного контент-анализа были выделены 5 основных групп сюжетов, а именно:

  1. иллюстрации из жизни: а) знаменитостей; б) животных, в) бездомных и обездоленных животных;
  2. непознанное и таинственное: а) результаты исследований; б) исторические находки и открытия; в) необычные новые явления;
  3. вопросы законодательства: а) дискуссии о законах; б) криминал и правонарушения; в) правила дорожного движения (ПДД);
  4. экология и здоровье;
  5. традиции.

Н.Луман называет следующие конструкторские «единицы» при построении новостей: неожиданность (новая информация), уникальные события (происшествия, несчастные случаи, сбои, озарения), конфликт, количественные показатели, локальная направленность (для поддержания «плотной информированности»), нарушения норм, включая моральные оценки и проблематизацию «морального кода», тематизация действий и лиц[13]. При этом создаваемое «виртуальное пространство» новостей не нуждается в подтверждении со стороны внешней реальности, оно самодостаточно и безусловно влиятельно в отношении своих зрителей.

Сопоставление выделенных экспертной группой групп сюжетов и теоретических конструктов Н.Лумана позволяет утверждать, что концепция авторов программы «Другие новости» в логике ее конструирования практически полностью отражает концепты «теории СМИ» (см. таблицу 1). Согласно таблице 1, ключевая роль в формировании тематического плана программы отводится проблеме закона и его нарушений (треть тематического пространства), практически треть тематического пространства посвящена тайнам и открытиям, пятая часть тематического пространства иллюстрирует жизнь знаменитостей и животных. Рассмотрим примеры новостных сюжетов, классифицированных по указанным группам.

1. Иллюстрации из жизни:

а) Знаменитостей.

Популярной темой «Других новостей» является жизнь знаменитостей.

·        Обзор мировых событий в программе может быть заменен светской хроникой. Чаще всего описываются необычные поступки, заявления, оплошности звезд, используются следующие фразы: «в светскую хронику угодили…», «на первых страницах таблоидов», «о том, что произошло в жизни самых популярных, влиятельных и богатых, в традиционном видеообзоре светской жизни». Тема «звездной жизни» часто пересекается с темой «криминала», когда знаменитости оказываются замешанными в скандалах, судебных разбирательствах, правонарушениях (например: 29 февраля 2008 г.: «Известная итальянская актриса О.Мути обвиняется в уклонении от уплаты налогов»; 19 февраля 2009 г.: «Во вторник шампанское лилось рекой в честь одной из самых завидных невест мира –– Пэрис Хилтон»).

·        С регулярностью один раз в неделю в программе выходит сюжет, посвященный известным именинникам (18 февраля 2008 г.: «Кто из знаменитостей отмечает на этой неделе день рождения»; 19 февраля 2009 г.: «Сегодня 64 года исполнилось Юрию Антонову»). Представление дней рождения знаменитостей –– это «управляемая» светская хроника.

б) Животных, в том числе бездомных и обездоленных животных.

Истории из жизни животных в «Других новостях» весьма популярны. В число бездомных и обездоленных животных попали: кошки, собаки («Сердобольные немцы, облагодетельствовав всех своих собак, кошек <…>), медвежата («В приморском крае открылся сиротский приют для медвежат», от 12.12.2007), бобры («Чтобы защитить бобров от вымирания, был создан специальный бобропитомник», от 17.12. 2007), лошади (из-за угрозы закрытия конноспортивной школы), и обратили взор на комнатные растения» (от 25.02.2009) и др.

Непознанное и таинственное

а) Результаты исследований.

Представление научных открытий –– важная составляющая каждой программы «Другие новости». В сюжетах этой группы чаще всего представлен соответствующий видеоряд, а закадровый текст читает ведущий.

Ряд сюжетов посвящен инновационным разработкам в области медицины (например, выпуск от 8.02.2008): «Немецкие ученые предложили очень необычный способ профилактики заболеваний»; выпуск от 5.02.2008.: «Врачи из Финляндии пересадили пациенту челюсть, выращенную из стволовых клеток в животе»).

Часто бывают представлены необычные исследования: «В какой позе легче думается?» (28.01.2008); «Где живут лучшие любовники?» (12.12.2007); «Где должен находиться Дед Мороз, чтобы успеть подарить подарки всем детям планеты?» (4.12.2007); «Какое приветствие наиболее безопасное: поцелуй или рукопожатие?» (15.01.2008). Результаты некоторых из представленных исследований позиционированы как полезные в повседневной жизни (например, сюжет о вреде использования бытовой химии для детей от 29.02.2008).

Практически все подобные исследования подаются со ссылкой на страну, где проводились исследования («совместное исследование британских и американских ученых», «хирурги из Финляндии», «ученые из США», «неожиданное открытие австралийских физиологов», «так утверждают американские ученые»). Никакой более конкретной информации (например, об университете, где проводились исследования) обычно не сообщается.

«Научность» подобных исследований конструируется посредством представления фактов другого рода, например, характеристик выборки (количество респондентов). Происходит это, как правило, в следующей форме: «Полсотни добровольцев в возрасте от 20 до 70 лет, страдающие слабой половой дисфункцией …»; «десяти тысячам женщин, которые любят путешествовать, задали один вопрос» и т. п.

Подаются исследования как истинная сенсация («заявление, которое потрясло мир», «новое исследование южнокорейских медиков произвело в научном мире эффект разорвавшейся бомбы», «сенсационная догадка зоологов», «революция в криминалистике»).

б) Исторические находки и открытия

Исторические открытия, как и научные, подаются в программе в контексте сенсаций. Ключевой темой являются поиски динозавров, мамонтов и причин их гибели: «Уникальная находка палеонтологов. Теперь понятно, какую кожу носили динозавры» (выпуск от 15.01.2008); «Что погубило мамонтов? Две новые версии трагедии мохнатых слонов» (выпуск от 17.12.2007); «Мучительная смерть в течение считанных часов! Ученые во всех деталях выяснили, как с лица Земли исчезли динозавры» (выпуск от 28.01.2008). Так же выпуски посвящаются археологическим раскопкам, интересным необычным находкам. Нашедшими их зачастую являются не профессиональные археологи, а «простые люди». Исторический анализ в сюжетах отсутствует.

в) Необычные новые явления

Необычные, новые явления –– подгруппа, в которую попали сюжеты о новом: например, новом виде спорта –– шахбоксе, о новом способе передвижения по городу –– карпулинге, необычном таксисте-свате и подобных явлениях со всего мира.

Закон и порядок

а) Дискуссии о законах

Сюжеты, относящиеся к данной категории, имеет смысл разделить на те, что касаются российского законодательства, и те, которые описывают законы иностранных государств. Все, что касается законодательства России, описывается предельно серьезно и лаконично (например, выпуск от 31.01.2008: «Невиданные полномочия получат судебные приставы с началом февраля»). В зарубежном законодательстве авторы программы стараются представить что-то необычное, нередко используя иронию в подаче сюжета (например, выпуск от 28.01.2008. «Вдова судится с властями за то, что бы мужа признали умершим»; выпуск от 3.02.2009: «20 лет житель Каролины ошибочно считал себя преступником и скрывался от правосудия»).

б) Криминал и правонарушения

Показателен факт, что сюжеты криминального характера пронизывают практически все выпуски «Других новостей». Часть сюжетов свидетельствует о серьезных преступлениях (например, выпуск от 12.12.2007: «Приемного отца шести девочек обвиняют в страшных преступлениях»; выпуск от 25.12.2007: «Жительница Нижнего Тагила расстреляла двух человек»; выпуск от 25.02.2009: «В Мордовии обезврежена секта сатанистов, вовлекавшая в свои ряды студентов»). Однако в части сюжетов правонарушения описаны с долей иронии, а герои их выставлены в смешном свете (сюжет от 10.01.2008. о «незадачливой автолюбительнице, которая умудрилась заехать на своей машине в подземный пешеходный переход»; сюжет от 13.02.2009: «Преступники сами собрали все необходимые улики для собственного обвинения» и т.д.). Необходимо отметить, что «жестоким сюжетам» посвящены, как правило, целые репортажи, а менее серьезные нарушения описаны в рамках небольших заметок с закадровыми комментариями ведущего.

в) Правила дорожного движения

Сюжеты о правилах дорожного движения были выделены в отдельную группу из-за своей распространенности среди других тем; особенно это касается нарушений правил дорожного движения. Необходимо отметить, что до января 2008 г. данная проблематика в новостях не была представлена, что позволяет предположить заказной, или «концептуальный», характер сюжетов о нарушениях правил дорожного движения (1 января 2008 г. вступили в силу поправки к закону о нарушении правил дорожного движения). «Другие новости» в 2008 г. фактически информационно сопровождали реализацию закона в новом исполнении. Так, уже 15 января 2008 г. вышел сюжет, в котором сообщалось, что сотрудники ГИБДД не могут исполнять ужесточенный закон о ПДД, так как «сажать на 15 суток просто некуда».

Экология и здоровье

Экологическая проблематика в «Других новостях» достаточно заметна, а «экологические сюжеты» представлены с акцентом на катастрофическое мышление. «Шокирующая новость» –– так говорят о своих экологических материалах ведущие программы (например, выпуск от 15.01.2008: «Каждый третий пакет с продуктами –– на помойку» и др.).

Ряд сюжетов посвящен альтернативным средствам передвижения спасающим экологию, или альтернативным энергоресурсам (выпуск от 28.01.2008: «Дирижабли снова в моде»; выпуск от 19.02.2009: «В Израиле создали одну из самых необычных солнечных электростанций в мире» и др.).

Традиции

В данной группе собраны сюжеты, описывающие традиции и поверья разных народов мира в преддверье религиозных и этнических праздников. «Другие новости» при представлении традиций, как правило, используют «принцип календаря». Поскольку исследование 2008 г. проводилось в период рождественских праздников и встречи Нового года, большинство сюжетов о традициях касались именно рождества.

Итак, независимо от времени проведения мониторинга, центральная тема «Других новостей» –– «Закон и порядок», точнее именно «криминальные сюжеты». Две другие значимые темы –– «жизнь Других», а именно знаменитостей и животных, а также тема таинственного и непознанного. Именно на эти три темы приходится львиная доля сюжетов, именно они составляют содержательный костяк реконструированной концепции «Других новостей».

Экология и традиции представляют тематическую периферию данной «неполитической» новостной программы.

Кроме анализа содержания выпусков новостных программ контент-анализу были также подвергнуты герои сюжетов «Других новостей»: фиксировались упоминания героев сюжетов; список героев был классифицирован на группы; далее подсчитывался объем той или иной группы в общей совокупности героев. Часть сюжетов не содержала описания конкретного героя («бессубъектная») и была посвящена каким-либо событиям (см. таблицу 2).

Итак, лидерами в рейтинге главных героев становятся сюжеты без очевидных героев (каждый четвертый сюжет), а также сюжеты с главными героями –– представителями правоохранительных органов или преступного мира (каждый четвертый сюжет). Практически каждый пятый сюжет новостей –– о знаменитостях (преимущественно голливудских) или о животных.

«Других» также представляют некоторые возрастные группы (молодежь и пенсионеры), нуждающиеся в помощи (инвалиды, дети-сироты и т.д.), носители традиций, ученые.

Наиболее развернутые сюжеты посвящены героям криминальной хроники. Представлен очень широкий спектр героев-правонарушителей: от тех, кто совершает мелкие нарушения, до тех, кто уличен в жестоких преступлениях (например: «Приемного отца шести девочек обвиняют в страшных преступлениях», выпуск от 12.12.2007); «Фальшивомонетчики стали вести себя намного скромнее, чем раньше», выпуск от 29.02.2008 и др.).

Правоохранительные органы представлены не только российскими, но и из стран СНГ («Арсенал боевого оружия нашли белорусские оперативники в Гомельской области», выпуск от 25.12.2007), а также зарубежными («Британские спецслужбы решили бороться с игрушечным оружием», выпуск от 23.01.2008).

Поскольку факты сами по себе не более чем иллюстрация, представим различные варианты их интерпретации и проанализируем реконструированную модель «Других новостей».

Интерпретации полученных результатов

Рассматривая новостные программы как важнейший элемент идеологии в широком смысле (как совокупности идей, социальных ценностей, представлений, чувств и верований), мы еще до начала исследования планировали выяснить, насколько «рационален» данный идеологический инструмент. Новостные программы, тем более «неполитические», социально-ориентированные, обладают просветительским потенциалом, который может быть более или менее эффективно использован. С другой стороны, популярные СМИ рассматриваются как инструмент контроля за обществом посредством развлечений, что в принципе может быть применено и к новостным программам, тем более что медиа, как утверждает Н.Луман, под видом фактов распространяют «невежество», а скорость сменяемости «новостей» позволяет уйти от ответственности.

По Н.Постману, развлечение является супер-идеологией всех телевизионных материалов, поэтому предположение, что новостные программы вполне могут быть рассмотрены как развлекательные, имеет право на существование[14].

Рассматривая всерьез название программы («Другие новости») как «вершину» ее концепции, используем далее наиболее известные интерпретационные схемы анализа Другого. К сожалению, обычный контент-анализ оказался малопродуктивен для анализа в материалах новостей этнической или гендерной инаковости: для этого был бы более уместен более трудоемкий дискурсивный анализ. На первый взгляд, и этнический Другой, и женщины как представители гендерной группы в «Других новостях» остаются невидимыми. Работа с материалами сюжетов оставляет стойкое впечатление о талантливом использовании авторами новостной программы жестких этнических и гендерных стереотипов, о постоянном воспроизводстве дискриминационных социальных границ и барьеров: сюжеты «Других новостей» работают на одномерную, патриархатную и нетолерантную картину мира. Разумеется, для более определенных утверждений требуется, как уже говорилось выше, специальное исследование на основе дискурсивного анализа. Однако результаты, полученные на основе контент-анализа, например, вполне адекватно прочитываются при помощи интерпретационной матрицы К.Юнга, где Другой маркирован как архетипическая Тень.

Представляя Другого как архетипическую «Тень», а содержание «Других новостей» как объект вытеснения нелегитимной части «коллективной» психической жизни, констатируем, что в «зону вытесненного и запретного» (темы сюжетов) попадают проблемы, связанные с законом, тайной и таинственным, «звездной жизнью». На вопрос, кто же является субъектом вытеснения подобного содержания, ответ достаточно очевиден: обыватель. Обыватель живет рутинной повседневной жизнью, правила нарушать боится (боится разоблачения, огласки и осуждения), мечтает о славе, но не выделяется из фона, являясь его частью.

Таким образом, юнгианские интерпретации подтверждают несколько иначе артикулированную цель создателей «Других – неполитических – новостей»: это новостная неполитическая программа для обывателей. Внешняя ориентация на просветительскую функцию (обращение к научным исследованиям, например) оказывается достаточно поверхностной и не затрагивает содержательные характеристики программы.

Схемы М.Фуко, применимые к программе «Другие новости», бунтарски взрывают само ее позиционирование: если политические новости представлены как «норма общественной жизни», а в область инаковости попадает обычная жизнь, сам обыватель оказывается Другим. С другой стороны, как ни странно, создатели программы во многом следуют за М.Фуко и в «области инаковости» размещают «нарушителей», но не «безумных», а преступников. Если же мы продолжаем линию М.Фуко (который показал, что безумие как инаковость может рассматриваться в рамках сложной структуры) и анализируем обобщенного Другого «Других новостей» также во всей сложности иерархий, необходимо констатировать, что фигура Другого в «Других новостях» амбивалентна. С одной стороны, Другой –– это некто безобидный и нуждающийся в помощи и эмпатии (животные, ученые или дети-сироты), с другой стороны, это влиятельные «хозяева жизни» (знаменитости, преступники и представители закона, контролирующие преступный мир).

Выходит, согласно реконструированной логике создателей программы, «безумный мир Других» (нарушителей социальных норм) поглощает часть обычного мира (а именно: сирот, инвалидов, пенсионеров и пионеров: теперь и они –– Другие), оставляя буквально «островок» безмятежной жизни для обывателя. Дихотомичность мира в «Других новостях» конструируется иронично и нарочито «в лоб», при этом оба полюса представляются как виртуальные и далекие, что свидетельствует в пользу сохранения «советского» –– амбивалентного, биполярного, «черно-белого» –– сознания, по крайней мере на уровне реализации концепции «Других новостей»[15].

В современных исследованиях массмедиа указывается особая роль передач о преступности, которые играют роль обучающих историй, направленных на поддержание политической системы[16]. Это вполне согласуется с нашими данными, согласно которым, в «Других новостях», например, велась подробная просветительская работа с населением в отношении правил дорожного движения. С другой стороны, востребованность тематики преступности косвенно указывает на нестабильность политической и социальной системы: зрителям таких передач мир представляется как опасный и не заслуживающий доверия. Указания о необходимости постоянной реконструкции границы «моральной нормы», что достигается в процессе создания нарративов о криминале и преступности, могут быть опровергнуты с позиции Н.Лумана: «…мораль в нормальных обстоятельствах совершенно не нужна, она является неизменным символом проступающих патологий»[17]. Следовательно, активная практика тем в русле «закона и порядка» может свидетельствовать и о стратегии «недемократического запугивания» зрителей, и о реальных проблемах, «патологиях» в исполнении общественных норм и законов.

Подчеркнуто несерьезный характер «Других новостей» позволяет вслед за известными исследователями согласиться, что новости вне контекста, без последовательности, вне ценности, без необходимой серьезности становятся чистым развлечением, а не предоставлением информации[18].

Информация, по Н.Луману, проявляется в различиях, производящих различения, и предполагает наличие «субъектов», в то время как развлечение ни к чему не обязывает, предполагает свободу в толковании собственной жизненной ситуации. Николас Луман полагает, что развлечение бережно «работает» над идентичностью зрителя, «снимает самопорожденную неопределенность», регулируя процессы включения и исключения. «Теперь, утверждает Н.Луман, –– развлечение предстает в виде включения всех за исключением тех, которые настолько мало задействованы в нем, что в отдельных случаях уже не могут активировать интерес и посредством воздержания освоили Самость, которая более не зависит от этого интереса и именно этим определяется»[19]. Мир, таким образом, распадается на тех, кто «смотрит» телевизионные программы, и на Других.

Развлечение порождает удовлетворение, а быть удовлетворенным, согласно известному исследователю массовой коммуникации Т.Адорно, –– значит быть согласным[20]. Следовательно, развлекательный характер «Других новостей» вполне последовательно отражает контролирующую телевизионную функцию.

Выводы

1. Создатели программы «Другие новости» в построении концепции программы оказались весьма далеки от философских и социологических дискуссий о Другом. Университетская гуманитарная наука с классическими и неклассическими дискуссиями и проблемами оказалась в данном случае «закрытой» для практики и практиков в силу разных причин.

2. Новостная программа с уникальным названием и позиционированием (неполитические новости) в реальности, согласно проведенному исследованию, оказывается не-уникальной, одной из многих развлекательных программ на Первом канале.

3. Посредством конструирования в программе квази-реальности, состоящей из проблем динозавров, голливудских звезд и криминальных авторитетов, осуществляется не информирующая, а контролирующая функция телевидения, недостаточно осмысленная политическими и социальными исследователями в отношении современного российского телевидения.

4. Анализ особенностей конструирования «телевизионной реальности» может быть весьма продуктивным для политических исследований, поскольку он отражает состояние общественного сознания и состояние «гражданского общества», эмпирическое изучение которых в других контекстах нередко сопровождается методологическими и методическими трудностями.

Таблица 1

Темы сюжетов «Других новостей» (%)

Год

         Темы

Иллюстрации

из жизни

Непознанное и

таинственное

Закон и порядок

Экология и здоровье

Традиции

Знаменитостей

Животных – обычных,  бездомных и обездоленных

Результаты исследований

Исторические находки и открытия

Необычные новые явления

Дискуссии о законах

Криминал и правонарушения

Правила дорожного движения

2008

14

4,9

16,7

5,5

5,7

6,5

20,6

3,7

 

17,1

 

5,3

18,9

27,9

30,8

2009

12.2

10.2

8,2

-

6,1

12.2

26.5

8.2

16,4

-

22.4

14,3

46,9

 

        Таблица 2

Главные герои «Других новостей» (%)

 

Главные герои сюжетов

 

А именно

Объем в выборке

2008

2009

 

Преступники и правоохранители

 

Сотрудники правоохранительных органов

3,2

16,8

26

Нетрезвые водители, правонарушители

7,2

Педофилы, заключенные, маньяки, воры, преступники

6,4

Животные

 

Редкие и беспризорные животные

4,0

10

12

Необычные животные

0,8

Мамонты/динозавры

2,0

Обычные животные

3,2

Знаменитости

Актеры, модели, певцы

13,2

14

12

Политики

0,8

Ученые

Археологи, герои археологических открытий

2,8

2

Семья

Муж и жена

3,3

2

Нуждающиеся в помощи

 

 

Дети-сироты/инвалиды

1,4

4,7

2

Пострадавшие от использования мобильных телефонов

0,5

Люди, потерявшие близких

1,3

Наркоманы/бывшие наркоманы

1,5

Носители традиций

Герои традиционных национальных праздников

1,8

4,4

-

Новогодние игрушки

1,4

Дед Мороз и Снегурочка

1,2

Единичные упоминания о Других

 

Рыбаки

0,8

9,2

4

Католики

0,8

Коллекционеры

0,8

Спортсмены

0,4

Военные

1,2

Жители отдаленных сел

0,8

Долгожители

1,2

Водители альтернативных средств передвижения/водители

2

Туристы

1,2

Возрастные группы

Школьники и студенты

4,8

8,4

16

Пенсионеры

3,6

Без явного героя

 

26,4

24

 

 



[1] Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А.Ю.Антоновского. М.: Праксис, 2005.

[2] Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003.

[3] Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа // Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии. М.: Ин-т экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1999. С. 193–226.

[4] О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т.В.Анисимова и Ю.В.Марковой, отв.ред. и предисл. Н.А.Шматко. М.: Прагматика культуры, 2002.

 

Ó Радина Н.К., Светлова М.Н., 2010.

[5] Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н.А.Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998.

[6] Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа // Поэтика и политика. Цит. изд. С. 193–226.

[8] Фуко М. История безумия в классическую эпоху / Пер. с фр. И.Стаф. СПб.: Университетская книга, 1997.

[9] Жеребкина И. «Прочти мое желание…». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М.: Идея-Пресс, 2000.

[10] Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.

[11] Малахов В.С. Мультикультурализм и идеология «инакости»: http://www.intellectuals.ru/malakhov/izbran/7inak.htm

[12] Постман Н. «А теперь,… о другом…» // Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. С. 273–284.

[13] Луман Н. Реальность массмедиа. Цит. соч. С. 49.

[14] Постман Н. «А теперь,… о другом…». Цит. соч. С. 273–284.

                        [15] Шрейдер Ю.А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания // Вопросы философии. 1990. № 7. С. 32–41.

[16] Карлсон Дж. Телевизионное развлечение и политическая социализация // Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М., 2003. С. 354–367.

[17] Луман Н. Реальность массмедиа. С. 125.

[18] Постман Н. «А теперь,… о другом. Цит. соч. С. 273–284.

[19] Луман Н. Реальность массмедиа. Цит. соч. С. 100.

[20] Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Цит. соч. С. 87.

  Журналы
2013 г. - №1-4
2012 г. - №1-4
2011 г. - №3-4 №2 №1
2010 г. - №3 №1-2
2009 г. - №4 №3 №2 №1
2008 г. - №4 №3 №2 №1
2007 г. - №1
2004 г. - №4 №3 №2 №1
2003 г. - №4 №3 №2 №1
2002 г. - №4 №3 №2 №1
2001 г. - №4 №3 №2 №1
2000 г. - №4 №3 №2 №1
1999 г. - №4 №3 №2 №1
1998 г. - №4 №3 №2 №1
 Список авторов
  Авторы
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ Я
 Об авторах
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ Я
 
Главный редактор: САМОХВАЛОВА Вера Ильинична

© Институт философии Российской академии наук, 1998-2019 гг.
 
© Журнал "Полигнозис", 1998-2019 г.
 


© Сопровождение сайта: Издательство "ИИнтеЛЛ"