Проблемный научно-философский и культурологический журнал http://www.polygnozis.ru
   

Главная

Поиск

Печать
   
 
 » О журнале
 » Тематика
 » Редакционный совет
 » Требования
 Аннотации и ключ.слова
А Б Г Д З И К Л М Н Р С Т Ч Ш Щ
 Annotations and key words
A B C D G I K L M R S Z
 Рубрикатор
A B C E F G H I L M N P R S T U W Д И М О П Р
 » Адрес редакции

  К.М.Долгов. Актуальные проблемы современной культуры//Полигнозис, 4(24), 2003

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

 

К.М.Долгов

 

В Бухаресте (Румыния) с 8 по 11 мая 2003 г. состоялась XXV Генеральная Ассамблея Европейского Общества Культуры (ЕОК), посвященная важнейшей теме: «Культура и культуры в Европе и за ее пределами» и проходившая под патронажем Президента Республики Румыния и Президента Республики Италия.

Европейское Общество Культуры (ЕОК) было создано в начале «холодной войны» с целью сближения народов и государств через культуру и посредством культуры. Основателем ЕОК был известный итальянский ученый, профессор Умберто Компаньоло, а его членами — выдающиеся деятели литературы, искусства, науки и культуры, среди которых: Б.Рассел, Д.Бернал, Ж-П.Сартр, А.Камю, Б.Кроче, П.Пикассо, К.Федин, И.Эренбург, Я.Рицос, Л.Арагон и многие другие. Члены этого Общества вели активную борьбу за установление прочного мира на нашей планете, стремились к тому, чтобы объединить все народы и предотвратить войны и вооруженные конфликты.

Нынешняя Ассамблея продолжала развивать положения последних конференций, посвященных весьма актуальным проблемам: «За политику во имя человека», «Требование демократии как критерий международной легитимации и как фактор мира», «Возрастающая роль гражданского общества как политического субъекта – ответственность культуры».

В центре внимания XXV Ассамблеи ЕОК были проблемы взаимоотношений между культурой как созданием ценностей и культурой как бесконечным выражением ее содержаний, а также проблема диалога между культурами Европы и всего остального мира, между культурами Востока и Запада.

Большой интерес участников Ассамблеи вызвали доклады Президента ЕОК В.Каппеллетти (Италия), вице-президента ЕОК А.Леви (Италия), Генерального секретаря М.Кампаньоло-Бувье (Италия), А.Бартоли (Франция), А.Фетчер (Германия), К.М.Долгова (Россия), А.Кудрявцева (Россия), Б.Геремека (Польша), Э.Морено (Франция), Д.Галассо (Италия), Прандштраллера (Австрия) и др.

Проблема взаимоотношений индивида и культуры, индивида, открывающего универсальность процессов культуры, и культуры, являющейся душой культур, культуры как фактора универсализации культур была поставлена в докладе В.Каппеллетти. Каждая культура, формирующая свою индивидуальность, принадлежит культуре человечества. Индивид — это лицо абсолютного, лицо бытия, лицо человеческой культуры и цивилизации.

В докладе профессора А.Леви особое внимание было уделено «политике культуры» как такой активности, которая помогает «преодолевать антагонизмы», формируя соответствующее толерантное, экуменическое мировоззрение.

Деятельность Европейского Общества Культуры за пятьдесят три года его существования была проанализирована в докладе Генерального секретаря этого Общества М.Компаньоло-Бувье; в докладе была показана роль ЕОК в процессах создания Европы без границ, Европы гуманистической, Европы с ее «европейскими идеями»; были намечены перспективы развития деятельности ЕОК, обозначены наиболее важные проблемы культуры, требующие серьезного осмысления.

Проблема нового Возрождения была поставлена в докладе Э.Морено. Напомнив, что Возрождение породило оживление греческого наследства, он отметил, что с тех пор европейская культура предполагает постоянный диалог, т.е. одновременно антагонистическое и комплиментарное отношение между иудео-христианским и греческим наследием. Комплиментарность создает европейский гуманизм, который развивался по пути эмансипации от религии в правах индивида, правах народа, правах женщины, чтобы из процесса интернационализации породить идею земного гражданства. Регенерация греческой мысли позволила воскресить независимость философии от теологии, а затем независимость науки от философии. Диалог между двумя наследиями (греческим и христианским) характеризует европейскую культуру, которая будет определяться постоянным спором между верой и сомнением, разумом и религией. Это породит рациональную самокритичность, которая позволит преодолеть западноцентризм и евроцентризм, что даст европейской культуре ее истинное превосходство в универсальности, которая есть признание других культур. «Вот почему универсализм, проблематизация, диалогичность, рациональность критическая и самокритическая являются постоянными регенеративными ферментами европейской культуры». Ренессанс был по существу первым великим трансъевропейским течением, которое в мысли, литературе, искусстве, архитектуре разлилось по всей Европе. Процессы, происходящие в настоящее время в Европе и во всем мире, готовят новый Ренессанс, чтобы ответить на новый вызов. Этот вызов есть призыв к разуму, а также к чувству и к воле построить единство судьбы.

О полифонии культур как открытии человека говорилось в докладе А.Бартоли. Он дал краткий анализ различных культур Востока и Запада, прослеживая эволюцию христианской, исламской, китайской, индуистской, африканской и других цивилизаций, раскрывая причины появления различных видов и форм «фундаментализма», «национализма», «экстремизма», подчеркивая опасность, которую они содержат для современного мира. В качестве противоядия для всех этих крайних воинственно-агрессивных воззрений Бартоли рассматривает полифонию культур, их равенство, то, что каждая культура вносит свой вклад в развитие мировой культуры — все они дополняют друг друга и составляют единую мировую культуру. Культуры и «люди культуры» должны вести диалог, а не противостоять друг другу. Культура и цивилизация универсального должна быть «оркестром», «полифонией», «культурным плюрализмом». Только в этом случае политика культуры обретает свой подлинный смысл.

Особая роль политики культуры в формировании европейской интеграции была раскрыта в докладе Б.Геремека. Опасности, угрожавшие существованию Европы, — монгольское нашествие в средние века, турецкая угроза ХV–ХVII века, тоталитаризм XX века — подталкивали Европу к объединению. Исходя из исторического опыта культурного развития Европы, Геремек предложил пять рефлексий о политике культуры, которые определяют горизонт единой Европы: политика культуры должна иметь свой смысл, политика культуры требует политической культуры, нового определения содержания европейского культурного наследства (свобода, гуманизм, антропоцентризм, этический универсализм и т.д.); политика культуры означает антитоталитаристский дух, европейскую солидарность; политика культуры означает также защиту культуры (сохранение национальных культур, национального достояния, национального языка, стиля жизни); политика культуры должна быть и является центром европейской интеграции.

Проблема соотношения европейской интеграции и национального сознания рассматривалась в докладе Д.Галассо, который подчеркивал особую роль и значение этико-политического элемента в развитии европейских стран и в целом всей Европы. Благодаря этому элементу, Рим правил огромной империей. Сама Европа в 1939 г. занимала территорию в 150 млн. кв. км — такой территорией управляли европейские государства, основанные, кстати, на национальном принципе. В настоящее время общее европейское сознание очень больно, ибо не ясно на каком этико-политическом фундаменте должна строиться будущая Европа: будет ли это европейская нация или некая реальность, не основанная на национальном принципе? Страны Европы имеют разные интересы, структуру и ментальность, разные языки и ни одного официального. Если христианство является фундаментом Европы, то воззрения христиан весьма различны — католики, ортодоксы, протестанты. Существует и много других проблем, затрудняющих построение подлинно единой Европы.

Проблемы средств и методов культуры и культур рассматривались в докладе К.Брулана. Важнейшими средствами и методами культуры он назвал свободное участие в культуре и свободный доступ каждого к культуре, а также постоянное повышение роли культуры в обществе и сопротивление коммерческой поддержке культуры, которая рассматривает культуру как простой товар. В связи с этим он полагает, что следует выработать европейскую стратегию культуры. Он считает, что культура или культуры во всех своих видах и формах образуют тигель, где выплавляются тождества и великое измерение демократии, ибо культура выражает этические и эстетические ценности каждого индивида, группы, поколения.

Обсуждалась и проблема европейской культуры в процессе глобализации, которая значительно расширяет «поле культуры», или «культурное поле», и, одновременно, таит в себе большие опасности для локальных культур и культуры в целом: глобализация объединяет и сближает людей, общества, народы, страны, она делает людей более солидарными, но, в то же время, она несет в себе риск униформизации и ламинирования культур. Отсюда возникает известная альтернатива либерализации — «культурное исключение», а также сомнение в «глобальной культуре» и все большие симпатии к культурам локальным.

Положение локальных культур в контексте мондиализации рассматривалось в докладе А.Кудрявцева. Конфликт между новой и старой экономическими моделями вызывает раскол между обществом и культурой, а также расслоение внутри нации. Особенно остро эти процессы протекают в России. Унификацию культуры он считает принципиально невозможной, поскольку это противоречит творческому началу. Разрушение региональных, национальных и локальных традиций в пользу мондиализации угрожает достоинству человека, которое должна защищать именно политика культуры.

О важной роли культуры в эпоху глобализации говорилось в докладе К.Долгова. Культура — это последняя, конечная цель человека и человеческого рода. Она лежит в основе всей человеческой жизнедеятельности. Она онтологически первична по отношению ко всем сферам духа. И хотя культура постоянно обогащалась, усложнялась, развивалась, человечество все больше впадало в варварство. Только в XX веке произошло столько войн, революций и контрреволюций, что их хватило бы на всю предыдущую историю. Исчезли мир, свобода, справедливость, безопасность, благополучие. Западное общество и западная культура оказались в состоянии глубочайшего кризиса. Господство рыночных отношений привело к господству утилитаризма, которое свело истину к полезности, мораль — к аморализму, право — к бесправию, закон — к беззаконию, культуру — к антикультуре или к «массовой культуре», — т.е. культуре индустрии как стилизованному варварству. Псевдодемократичность массовой культуры оборачивается уничтожением мысли, издевательством над смыслом, монотонной сексуальной символикой, утратой духовной способности к иронии, торжеством технологического разума над истиной. Любовь сводится к интриге, смех — к осмеянию, к пародии, веселье — к скуке, истина — к лжи. Шоу-бизнес — это откровенная апология существующего бесчеловечного порядка в современном мире. Такая культура не может воспитывать настоящего человека — умного, культурного, активного, творческого, справедливого, мужественного. Только «высокая» классическая культура способна на это. В этом смысле и политика культуры и культура политики должны создавать, развивать, защищать, поддерживать именно высокую культуру, от которой во многом зависят судьбы человечества в настоящем и будущем.

Ассамблея выработала ряд рекомендаций относительно дальнейшего развития европейской и мировой культуры, которые необходимо учитывать деятелям культуры и современным политикам в их практической деятельности.

 

 

 

  Журналы
2013 г. - №1-4
2012 г. - №1-4
2011 г. - №3-4 №2 №1
2010 г. - №3 №1-2
2009 г. - №4 №3 №2 №1
2008 г. - №4 №3 №2 №1
2007 г. - №1
2004 г. - №4 №3 №2 №1
2003 г. - №4 №3 №2 №1
2002 г. - №4 №3 №2 №1
2001 г. - №4 №3 №2 №1
2000 г. - №4 №3 №2 №1
1999 г. - №4 №3 №2 №1
1998 г. - №4 №3 №2 №1
 Список авторов
  Авторы
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ Я
 Об авторах
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ Я
 
Главный редактор: САМОХВАЛОВА Вера Ильинична

© Институт философии Российской академии наук, 1998-2018 гг.
 
© Журнал "Полигнозис", 1998-2018 г.
 


© Сопровождение сайта: Издательство "ИИнтеЛЛ"